УКР  РУС  ENG  CHN 
Поиск:  
  Предприятиям
Роторный таблетпресс
Регистрация лекарственных препаратов: зарубежный опыт

Регистрация лекарственных препаратов является основным элементом в системе государственного регулирования фармацевтического рынка по таким показателям, как номенклатура допущенных к продаже лекарственных средств, их эффективность, безопасность и качество, информация для врачей и потребителей, условия реализации, во многих странах — ценообразование.

Современная система регистрации носит комплексный характер и профилактическую направленность. Ее цель — на основании представленных материалов оценить соотношение польза/риск для каждого препарата с тем, чтобы решить вопрос о его допуске к продаже. Если говорить о качестве препаратов, то регистрация (как и порядок лицензирования производителей) направлена на определение надежности процессов их производства, а не на проверку качества отдельных образцов. Последнее является обязанностью прежде всего самого производителя. Именно по этой причине фармацевтическому анализу представленных на регистрацию образцов не придают особого значения в индустриально развитых странах. Исключение составляют образцы, отобранные в ходе предрегистрационных проверок производителя.

В связи с этим необходимо напомнить, что в мировой практике последующий государственный контроль качества рассматривается не как самостоятельное направление работы, а форма проверки соблюдения условий, на основании которых препарат был зарегистрирован.

Современная регистрационная система тесно связана с правилами GMP. Вся технологическая и контрольная документация на производстве должна соответствовать материалам, приложенным к заявкам на регистрацию и одобренным регистрационным органом.

В большинстве стран основные элементы системы регистрации являются важной составной частью законодательства о лекарственных средствах. Законом определяются цели и задачи регистрации. Эта процедура, как правило, необходима для выпуска препарата на рынок. Иначе говоря, государство регулирует прежде всего торговлю медикаментами, а не медицинскую практику. Закон устанавливает категории лекарственных средств, регистрация которых необходима. В индустриально развитых странах объектом регистрации являются не «лекарственные средства» как таковые, а готовые лекарственные средства конкретного производителя. Соответственно лекарственные субстанции регистрации не подлежат.

В законе определены название и полномочия регистрационного органа, важнейшие требования к регистрационным материалам, порядок их рассмотрения (сроки, возможность обжалования) и т.п.

По имеющимся данным, впервые закон, предусматривающий предварительную оценку лекарств до их выпуска в продажу, был принят в США в 1938 г. В большинстве других индустриально развитых стран такие законы появились в 60-е годы (в Японии — в 1961 г., в Великобритании — в 1968 г.).

Важным аспектом деятельности регистрационных органов является обеспечение конфиденциальности представляемой производителями документации. С этой целью сотрудники дают подписку о неразглашении содержания материалов, к которым они получают доступ в рамках выполнения служебных обязанностей. Принцип конфиденциальности соблюдается настолько строго, что к процессу регистрации обычно не привлекаются даже фармакопейные комиссии и комитеты, несмотря на то, что входящие в их состав специалисты могли бы участвовать в рассмотрении проектов спецификаций качества. Для того чтобы избежать конфликта интересов между лицами, участвующими в регистрации, сотрудники регистрационных органов и независимые эксперты заключают специальные контракты.

В последние годы специалисты склоняются к мнению о необходимости внедрения систем качества в деятельность органов нормативного контроля лекарств. Первым шагом на этом пути является разработка внутреннего руководства по качеству работы (Канада, Таиланд и др.). В некоторых странах такие системы качества сертифицируются независимыми организациями (Великобритания, некоторые Скандинавские страны).

Подготовка и рассмотрение регистрационных материалов облегчаются благодаря унифицированному формату заявки и прилагаемых к ней материалов — так называемому регистрационному досье, которое обычно состоит из 4 основных разделов, условно именуемых: «Резюме досье» (общая информация о продукте и его производителе); «Качество» (результаты химических, фармацевтических и биологических испытаний, данные о производстве и контроле); «Безопасность» (в основном результаты экспериментальных исследований на животных) и «Эффективность» (результаты клинических испытаний).

Понятие «регистрационное досье» в отличие от понятия «документация» или «пакет документов» имеет следующие особенности:

— подготовка содержащихся в нем документов осуществляется в соответствии с детальными инструктивно-методическими указаниями;

— документы четко структурированы, т.е. подразделяются в соответствии с установленными разделами и подразделами, каждый из которых обозначен определенным индексом. Например, в Европейской системе регистрации подраздел досье «Часть 2 D» содержит описание методов контроля производства промежуточной продукции, а «Часть 3, IIIA» — данные о токсичности;

— если препарат разрешен к продаже, важнейшие сведения из раздела «Качество» (условия производства, спецификации, сроки хранения и др.) и из раздела общей информации (показания к применению, противопоказания и т.п.) автоматически утверждаются. В связи с этим производитель не имеет права отступать от изложенных в досье положений без согласия регистрационного органа. Соответствующее положение часто вносится в сертификат регистрации или аналогичный документ. Возможность исключений оговаривается специальными инструкциями (см. раздел «Процедура рассмотрения заявки»).

В большинстве стран требования к содержанию и объему регистрационных материалов, а также методические указания по их подготовке устанавливаются подзаконными актами. Пакет инструктивно-методических указаний о порядке подготовки, оформления и представления материалов, прилагаемых к заявке, является, пожалуй, важнейшим элементом системы регистрации, поскольку его содержание во многом определяет «лицо» фармацевтического рынка страны. Подробные и тщательно разработанные требования к характеру и объему представляемых на регистрацию документов (регистрационному досье), с одной стороны, облегчают и ускоряют процедуру регистрации, а с другой — значительно ограничивают административный произвол при рассмотрении заявок.

В качестве примера можно привести инструктивно-методические указания Евросоюза. Они изложены в нескольких томах общим объемом около 900 страниц и содержат более 60 документов, касающихся порядка проведения и оформления результатов фармакологических, токсикологических и клинических исследований новых препаратов, а также обеспечения их качества и подготовки производства. Этот пакет постоянно пополняется и обновляется. Аналогичные требования существуют в США, Японии, Канаде, Австралии.

Говоря о правилах GLP и GCP, следует отметить, что в странах с развитой регуляторной системой клинические исследования новых препаратов начинаются до полного завершения токсикологических исследований: II фаза клинических испытаний — до окончания I фазы, III фаза — до окончания II.

Важной особенностью Европейской системы является представление заключений независимых экспертов по разделам досье вместе с заявкой на регистрацию. Такой порядок позволяет существенно сократить объем работы регистрационных органов в части экспертизы материалов заявок.

В целях развития и модернизации системы регистрации лекарственных средств в промышленно развитых странах широко используют результаты международного сотрудничества, прежде всего на многосторонней основе. В государствах Евросоюза требования к регистрации максимально сближены. Активно ведется согласование этих требований с США и Японией в рамках Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов для человека (ICH). В настоящее время подготовлено около 40 согласительных документов, заканчивается разработка унифицированного электронного формата заявки.

В глобальном масштабе сотрудничество осуществляется через механизмы ВОЗ. В этом плане хотелось бы особенно выделить вышедшее в 1999 г. Руководство по регистрации. По значимости этот документ может быть поставлен в один ряд с правилами GMP, GCP, GLP и т.п.

Процедура рассмотрения заявки включает порядок и сроки рассмотрения представленных материалов, ускоренную процедуру регистрации, сокращенную заявку, возможность внесения пострегистрационных изменений, наличие официального механизма апелляции, размер регистрационных взносов и ряд других элементов. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из наиболее сложных вопросов порядка регистрации является ограничение сроков рассмотрения заявок. Попытки установить единый контрольный срок, например 6 месяцев, в большинстве стран не привели к успеху, поскольку в подавляющем большинстве случаев регистрационный орган вынужден запрашивать у заявителя дополнительные материалы и ожидать их получения. Поэтому в европейской системе регистрации определен тщательно разработанный регламент рассмотрения материалов заявки. Наиболее важными его элементами можно считать ступенчатую схему рассмотрения и установление сроков для отдельных этапов этой процедуры помимо общего срока экспертизы (210 дней). Периоды ожидания запрошенных недостающих материалов исключаются из общего срока (принцип «остановки часов»).

Согласно широко распространенной практике, воспроизведенные препараты (генерики) регистрируются на основании так называемой сокращенной заявки без представления материалов по разделам «Безопасность» и «Эффективность». От «сокращенной заявки» следует отличать ускоренную процедуру регистрации (так называемую быструю дорожку), применяемую в отношении некоторых новых препаратов. Что касается лекарственных средств, скорейшее появление в продаже которых представляется важным с медицинской или социальной точки зрения (например, средства, предназначенные для применения по жизненным показаниям), то сокращение времени регистрации может быть достигнуто следующими способами. Во-первых, в этом случае на всех этапах исключаются задержки «в ожидании очереди», во-вторых, их сбыт может быть разрешен до полного завершения III фазы клинических исследований.

Порядок пострегистрационных изменений включает классификацию изменений прописи, технологии и упаковки по степени значимости (в Евросоюзе различают 2 категории, в США — 3), а также определение прав и обязанностей производителя по каждой категории. Незначительные изменения вносятся с уведомлением регистрационного органа, тогда как для внесения существенных изменений необходимо предварительное согласие этого органа. Кроме того, инструкции определяют характер и объем экспериментальных работ, необходимых для подтверждения соответствия новых условий производства ранее утвержденным.

Под термином «регистрационная политика» подразумевают общие принципы отбора лекарственных препаратов для допуска на рынок. Регистрационная политика ЕС является либеральной; допуск медикаментов на рынок осуществляется только исходя из их эффективности, безопасности и качества без учета цен и других факторов. В Скандинавских странах, особенно в Норвегии, напротив, регистрируются лишь препараты, считающиеся необходимыми. В связи с этим общее число лекарств, представленных на рынках государств Северной Европы, исчисляется тысячами, а не десятками тысяч, как во многих других странах. В ряде развивающихся стран акцент делается на регистрации воспроизведенных препаратов.

Главная  |  Компания  |  Вопрос-ответ  |  Новости компании  |  События компании  |  Вакансии  |  Контакты  |  Бесплатная юридическая консультация


Группа компаний "Аптека-95"
Украина, 61001, г. Харьков, ул. Юрьевская, 17
Тел./факс: (057) 714-06-03, 768-09-15,
 768-09-16,768-09-17
                                                     

Факс
-сервер
: 719-15-83

Карта проезда


СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА!



P.S. "Ничто так не  дается дешево
                  и не ценится окружающими
                                        дорого, как улыбка"   Д.Карнеги